Равноправие мужчин и женщин. Моя история

В преддверии 8 Марта вокруг много поздравлений, хороших возвышенных текстов о нежности и красоте женщин, поэтому я не хочу делать ещё один. А готова порассуждать о свободе, независимости и равноправии, в том числе на личном примере. Ведь это сейчас Международный женский день – про весеннее настроение, мимозы и тюльпаны. А вообще – результат многовековой борьбы за место под солнцем наравне с мужчинами.

Очень короткая справка, постараюсь вас не утомлять:

История Международного женского дня началась с «марша пустых кастрюль» 8 марта 1857 года. Нью-йоркские текстильщицы хотели повышения зарплат, улучшения условий труда и равноправия. Но до праздника было ещё далеко: забастовки повторялись из года в год, пока в 1910 году на Второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене активистка Клара Цеткин не предложила женщинам всего мира выбрать день, когда они будут привлекать внимание планеты к своим проблемам. Конференция проголосовала за учреждение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие.

Сразу хочу подчеркнуть свою позицию: женщины и мужчины равны, но не одинаковы. От природы мужчины физически сильнее, а женщинам свойственна многозадачность. Но в социальной жизни равноправие полов – важнейший признак развитости общества.

В моей жизни были руководители-мужчины и руководители-женщины. Могу ли я однозначно сказать, кто из них был сильнее? По именам – конечно, по полу – не выйдет. Когда я работала главредом, я заказывала материалы журналистам и фотографам – и мужчинам, и женщинам. Среди тех и других были суперпрофи и те, кого приходилось просить переделывать по три раза.

Меня передёргивает, когда слышу анекдоты, вижу рекламу и мемы про «баб за рулём» и блондинок. Мало ли дураков-водителей и недалёких блондинов? Да ничуть не меньше!

Любимый аргумент сексистов – среди Нобелевских лауреатов женщин значительно меньше. Попытаюсь дать объяснение. Не только в ХХ веке, но и сегодня во многих странах мира силён стереотип о том, что женщина должна не только рожать (с природой не поспоришь), но и именно она обязана возить ребёнка по поликлиникам, ходить на родительские собрания, вкусно готовить для всей семьи (не по настроению, а каждый день), делать уборку, брать больничный, если ребёнок заболел. Если он не успевает в школе, все взоры недовольных педагогов обращены исключительно на мать.

Мои любимые парни –​ одна команда

А чаще всего как? Пока женщина находится в круговороте житейских забот о членах семьи, её мужчина сидит в кабинете, ставит опыты, пишет диссертации, посещает научные конференции, ведёт лекции, получает премии.

Кроме того, нередко за одну и ту же работу женщинам предлагают меньшую зарплату. Работодатели рассуждают так: мужчине надо семью содержать, а женщине на ноготочки и реснички много не потребуется (кстати, у меня нет ни ноготочек, ни ресничек, но это совсем другая история).

Наблюдая всю эту несправедливость со стороны, я ценю свои стартовые и последующие возможности для самореализации.

Первую возможность мне подарили родители, переехав из Туркменистана в Россию в 1992 году. Видя, как закрываются русские школы, они поняли, что для меня и моих старших сестёр будущего на родине нет. Папа и мама оставили непыльные рабочие места в крупном городе, бросили новую трёхкомнатную квартиру в хорошем микрорайоне (продать было невозможно) и переехали в неизвестность, в глубинку. Их ждали не только потеря социальных связей и карьеры, но и жильё без удобств, задержки и без того скромных зарплат. Я даже боюсь представить, что тогда было у них на душе!

Но всё не зря. В современной Туркмении большинство девочек в лучшем случае оканчивают начальные классы. Далее – замужество, много детей, молитвы. Женщина и её желания ничего не стоят, даже самообучаться онлайн не получится – интернет блокируется на уровне государства. Как думаете, светили бы мне и трём моим сёстрам высшее образование и интеллектуальный труд?

На фото наша семья, я –  в центре

В России я пошла в школу в шесть лет, в 16 поступила в университет на очное отделение, выдержав конкурс из 8 человек на бюджетное место. И это была вторая возможность для меня.​

Потом были первая работа в газете, получение диплома, свадьба, рождение Бориса и Глеба. В доме полная чаша, Женя зарабатывал значительно выше среднего по региону, мы выплатили ипотеку и не имели кредитов. Ему было бы удобно и спокойно, если бы я стала домохозяйкой: встречала его с работы, каждый день пекла пирожки и устраивала генеральную уборку. Но разве такая участь для меня? Не для этого я училась столько лет! Я много писала в декрете, чтобы прокачивать свои навыки, а когда детям исполнилось два, буквально отстояла своё право выйти на работу (третья возможность).

Я была счастлива стать матерью, но только этой роли для меня оказалось слишком мало

Как же окрыляет, когда тебя ценят не за первое, второе и компот, а за то, что ты производишь классный интеллектуальный продукт! Я наслаждалась работой и сама не заметила, как из простого корреспондента выросла до главного редактора. Когда я получала благодарности из рук губернатора, генерала и других топовых фигур, давала интервью и появлялась на телепередачах в качестве эксперта, Женя по-настоящему мною гордился.

Когда со мной в редакции советовались мужчины, я воспринимала это как обычную рабочую ситуацию, забывая, что в другой стране или в другом веке я даже не могла бы о таком мечтать. В целом это огромное достижение российского общества и, в частности, результат трёх возможностей, которые у меня были.

Тем, кто воспринимает равноправие мужчин и женщин как само собой разумеющееся, рекомендую две книги о незавидной доле последних в других странах. Это социальные романы Амиты Траси «Небо цвета надежды» и «Тысяча сияющих солнц» Халед Хоссейни.

В конце хочу обратиться к мужчинам: пожалуйста, уважайте право своих жён и дочерей быть равными вам. Если они сами захотят – пусть сидят дома, но это должен быть только их выбор. В благодарность за это они всегда будут вашей поддержкой и опорой. Уважайте своих женщин-коллег, да и просто женщин, которые идут по улице или едут за рулём по соседней полосе. Мужчины и женщины – не конкуренты, но союзники.

С праздником! И спасибо Кларе Цеткин!​

Оставьте комментарий