Пироплазмоз — результат первой же прогулки. Хроника

Хочу поделиться опытом выявления и лечения пироплазмоза у щенка. Это болезнь-парадокс: смертельна, но легко лечится. То есть важно просто вовремя заметить симптомы и быстро принять меры.

До случившегося я даже не слышала о пироплазмозе, потому что это первый наш щенок. Буду описывать подробно историю болезни — именно таких детальных рассказов мне не хватало, когда я сама искала информацию. Если вы опытный собаковод, вам нет смысла читать этот пост.

14 АВГУСТА 2021

Мы купили щенка Нати (а ещё Натюся, Нат-карбонат, Девочка, Куколка, Мантышка, Ушастик). Она родилась 1 июля, то есть ей было полтора месяца.

Познакомьтесь с Нати!

Коротко про обработки и препараты (открыла ветпаспорт ):

  • 18 августа капнула на холку Green Fort от клещей и блох.
  • 22 августа дала в виде суспензии препарат против гельминтов «Празител».
  • 3 сентября сделала ей прививку «Мультикан-8» против чумы, аденовирусных инфекций, парвовирусного, коронавирусного энтеритов, лептоспироза и бешенства собак.

Так как у нас большой огороженный участок (мы живём за городом), первые недели мы не гуляли с Нати по улице. Она играла во дворе:

Нати на нашей детской площадке

2 ОКТЯБРЯ

Мы впервые отправились к Дону. И впервые надели коротенький поводок.

Если сравнивать с предыдущем фото, видно, что цвет шерсти поменялся — проявились пятнышки на белом

Ей было всё интересно — активно вынюхивала дорогу. А я была совершенно спокойна, думая, что капли от клещей защищают (как бы не так).

По дороге домой она устала, и я понесла её на руках. На спинке заметила одного сонного клеща, он не присосался, а просто сидел на поверхности шерсти.

Дома я осмотрела и причесала её, клещей не было. Но Нати — настоящий ураган, она уворачивалась, и я могла не заметить насекомых (видимо, так и было).

3 ОКТЯБРЯ

Днём она была активная, весёлая, лаяла на электрический культиватор, которым мы разравнивали бугры на участке (лаять на культиватор, грабли и садовую тачку — это её любимое!). Но к вечеру воскресенья она уже ела без аппетита.

Ещё здоровая Нати

4 ОКТЯБРЯ

Нати уже ходила, поджав хвостик, не бросалась нас облизывать, почти не лаяла и не рвалась бегать и играть. В общем, вела себя нетипично. Я заподозрила клещей, ещё раз её осмотрела, но никого не обнаружила.

5 октября

Я поняла, что дело точно не в плохом настроении и что сама Нати не поправится, — она по большей части лежала, о былой активности и речи не шло.

В 6 утра я собиралась ехать в офис, но, видя ситуацию, мы с Женей решили, что в этот день я поработаю дистанционно, из нашей городской квартиры. Так у меня была возможность понаблюдать за состоянием Нати и оперативно сорваться к врачу или хотя бы в ветаптеку.

Я стала гуглить про последствия укуса клеща для собаки (логически связала это состояние Нати с первой прогулкой /Совпадение? Не думаю!/). И оказалась права! Во всех источниках было точное описание НАШИХ симптомов, симптомов пироплазмоза:

  • отказ от пищи,
  • вялость,
  • одышка.
Упрощённо: когда собаку кусает иксодовый клещ, он заражает её бабезиями, простейшими кровепаразитами. Они питаются кровью собаки до тех пор, пока она не погибнет. 

Так как до открытия ветклиник было ещё два часа, приехав в квартиру, я стала купать Нати. Когда шерсть намокла, я, распенивая шампунь, нащупала на чёрном ушке, где много кудрявой длинной шерсти, крошечного клеща. А потом ещё одного на шее, тоже маленького. Быстро выкрутила их специальным приспособлением, похожим на крошечный гвоздодёр.

С таким приспособлением клещ вынимается полностью, даже остаётся жив и ползает (бррр). Важно уничтожить его, чтобы больше никого не укусил

Я поняла (наконец-то!), что это ТОЧНО ПИРОПЛАЗМОЗ и, чтобы не терять времени, стала гуглить, чем его лечить. Судя по форумам собаководов, это распространённая болезнь, и есть несколько эффективных препаратов.

Дети позвонили из школы, а Женя — с работы, чтобы узнать, как Нати. На неё было больно смотреть, мне самой хотелось плакать, а ещё надо было как-то работать.

Она лежала на боку, её вырвало слизью. Тяжело дышала и не могла шевелить головой — только водила глазами, следя за моими перемещениями по комнате

Я выписала несколько названий препаратов (Пиростоп, Фортикарб, Бабезан) и отправила Жене, чтобы он купил в ветеринарной аптеке любой, что есть в наличии. В 9 утра он сорвался с работы и поехал по зоомагазинам, часть из которых открывалась только в 10. Найти препараты оказалось не так-то просто: где-то надо было заказывать заранее, где-то отправляли в филиал в другом конце города. В ветклинике ему сказали, что сначала собаку нужно обследовать, взять анализы (а мы понимали, что счёт идёт на минуты).

Вот реальная история, когда Интернет и диагноз, поставленный с его помощью, спасли жизнь!

Уже в 9:30 Женя привёз мне шприц и флакон «Фортикарб 5%».

Я уколола Нати в бедро 0,45 мл (получается, во флаконе 10 мл почти 20 доз для собак малого веса). Она даже не пикнула — так была ослаблена. А капелька крови на месте укола была розового цвета, прозрачная, как акварель (бабезии сожрали).

После укола Нати спала, а я работала, разрываясь между онлайн-встречами и своими переживаниями.

Вечером она сходила в туалет по-маленькому чем-то цвета колы или чёрного кофе (тёмная моча — самый точный симптом пироплазмоза). Так я вновь убедилась, что поставила верный диагноз, и надо ждать эффект от антидота.

После рабочего дня мы приехали домой, и она впервые понюхала миску с кормом! Ещё никогда это простое действие не вызывало у нас столько радости!

И тут мы с Женей нашли ещё двух клещей (я это к тому, что даже несколько тщательных осмотров не всегда помогают найти всех этих крошечных тварей существ).

Ночью она ещё тяжело дышала, я постоянно прислушивалась, но чувствовала, что кризис миновал.

6 октября

Утром Нати уже виляла хвостиком, вставала, понемногу кушала, а моча стала заметно светлее.

Ещё какое-то время Девочка оставалась слабой, но постепенно крепла-крепла и, наконец, через три дня после укола была всё той же бодрой Нати.

20 ОКТЯБРЯ

В инструкции к «Фортикарбу» указано, что необходимо сделать второй укол, поэтому я ввела 0,5 мл.

Этот препарат не защищает от укуса клеща, он убивает именно бабезий в течение месяца с момента введения. Кто-то рекомендует колоть для профилактики каждый месяц в период активности клещей, но другие ветеринары считают, что это плохо влияет печень и лучше подобрать что-то другое: капли, спрей или таблетки (таблетки тоже неидеальное решение, есть побочка).

ТЕПЕРЬ

Перед каждой прогулкой за пределы участка мы брызгаем Нати спреем + она обработана каплями на холку (они действуют месяц). И мы гуляем с поводком исключительно по дорожке, избегая кустов и деревьев, только по низкой траве.

Сейчас уже холодно, сезон активности клещей снизился, а весной вернёмся к вопросу профилактики. И «Фортикарб» у меня остался, срок годности у него — два года. Теперь точно не пропущу начало болезни, так как хорошо знаю первые симптомы.

Итог: не надо было мне ждать два дня! Стоит действовать сразу, как проявилось недомогание.

Здоровья вашим питомцам!

Оставьте комментарий